Подрелье (село), Кировская область, Орловский район, Цепелёвский сельский округ, 42 км от г. Вятки, 26 км от районного центра – г. Орлова.
Село основано в середине XVI века, расположено на правом берегу реки Вятки. Расстояние до центра округа – деревни Цепели – 8 км. Название села идёт от слова "рель", на Руси так называли длинные песчаные косы, намытые речными потоками. То есть, буквально «Подрелье» означает «село, расположенное по реке ниже рели». В писцовых книгах на 1629 год в Подрелье значатся две церкви – тёплая и холодная. И та, и другая были разобраны в 1771 году в связи с ветхостью и начавшейся постройкой новой каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Строительство Введенской церкви продолжалось с 1764 по 1776 годы. Помимо официальной православной веры в селе жили также и старообрядцы. Появление раскольничьей веры здесь по иронии судьбы связано с И.Н.Изергиным, внуком подрельского священника, сыном дьяка. Посетив старообрядческий Данилов монастырь, находившийся на реке Выге в Олонецкой губернии (в настоящее время республика Карелия), он принял идеи раскола и присоединился к их распространению. В архиве Орловского духовного правления хранился указ духовной консистории от 6 марта 1785 г. № 563, из которого видно, что в Подрелье сторонники старой обрядовой практики активно пропагандировали свои взгляды в Благовещенском приходе г. Орлова. В 1807 году И.Н. Изергин привез в родное село Подрелье множество раскольнических крестов, икон и других вещей и открыл торговлю ими. Подрелье вскоре стало одним из главных центров Вятского раскола. Близ села в 1906 году была устроена старообрядческая молельня со старообрядческой школой. Эти здания не разрешалось располагать в самом населённом пункте, так как Православная Церковь относилась к старообрядчеству как к ереси, официально оно было вне закона. Тем не менее, по данным «Историко-географического и статистического описания", изданного в 1912 году Вятской епархией, во всех селениях прихода Спасской церкви села Подрелье проживало 8103 прихожанина православных, 1412 старообрядцев – 17,4%. В конце XIX – начале XX веков село было настолько значительным населённым пунктом, что стало центром Подрельской волости с волостным правлением, располагавшимся в самом Подрелье. Согласно данным Вятской епархии, приход сельской церкви включал 86 селений с общим количеством жителей 9515 человек. Главным занятием жителей этой местности было земледелие, но небольшое количество плодородных земель заставляло большую часть мужского населения удаляться на заработки в разные места и города. Зимой отправлялись на заработки в Сибирь, некоторые занимались извозным промыслом в Екатеринбурге. Летом многие из подрельских прихожан служили на пароходах, занимая должности от командира до кочегара. Те же, кто оставался в селе, летом помимо традиционных занятий, ловили рыбу. Женщины зимой, когда появлялось свободное от сельскохозяйственных работ время, в большом количестве вязали сети на продажу. Перепись населения, осуществлённая уже при советской власти в 1926 году, показала, что в селе проживают 97 человек (25 хозяйств). Подрелье стало центром Подрельского сельсовета, состоявшего из 32 населённых пунктов, общее число жителей которых – 2576 человек (510 хозяйств). В 1941 – 1958 годах село Подрелье находилось в составе Медянского района. В 1958 году село стало центром объединённых Подрельского и Катюхинского сельсоветов, в 1960 году в его состав вошёл и Колотовский сельсовет. Позднее село вошло в состав Цепелёвского сельского округа. Из Подрелья происходят известные вятские купцы-заводчики Лаптевы, глава рода купец Игнатий Лаптев. В период с 1970 по 1878 годы сельским священником в Подрелье был М.П. Тихоницкий (1846-1918), включенный в 2003 году в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века как священномученик (расстрелян большевиками в 1918 году). Вятка помнит заслуги местного уроженца – С.И. Сычугова, врача, литератора, народного просветителя и земского деятеля, много сделавшего для родного села и всего Орловского уезда. Ещё один известный житель этого села – герой гражданской войны, командир полка С.З. Зонов (1888 – 1918). Неподалёку от села расположен памятник археологии – Подрельское городище, датируемое XII – XIII веками. В настоящее время о том, что на этом месте когда-то было большое село, напоминают только развалины Введенской церкви. Бывшая территория Подрелья теперь распахана и используется соседними хозяйствами. Изредка на полях попадаются предметы быта, обломки могильных камней с церковного кладбища. С недавних пор это место стало считаться «недобрым», ходят байки об упыре, который живёт под высоким берегом реки. Тем не менее, Подрелье – излюбленное место отдыха горожан. Многие из них отмечают беспокойную энергетику этого места. Самые же отчаянные, чтобы пощекотать нервы, ходят ночью в подвалы Введенской церкви. Эти руины на высоком берегу в ночное время выглядят весьма зловеще. В дневное же время с этой возвышенности открывается удивительной красоты вид на реку Вятку и окрестности Подрелья.
Литература: 1. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. 2. Любимов В. Ты прости нас, Подрелье // Комсомольское племя. – 1989. - №2 – 14 января. 3. Мартынова Н.П. Старообрядческое литье села Старая Тушка // Художественный металл России. Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/194-1-0-661 4. Починская И. В. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / Уральский государственный университет, 2001-2002. Режим доступа: http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/index.html 5. Христолюбова Н. (науч. рук-ль Черных Н. В.) Образ земского деятеля в книге Евгения Дмитриевича Петряева "Литературные находки" / Кастальский ключ, №15, 2000. Режим доступа: http://kastal.narod.ru/part/15/litvyat2.html 6. Цветов П. Описание подрельского раскола. История его возникновения и до настоящего времени 1906 г. Вятка, 1908. 7. Энциклопедия Земли Вятской. Т.1 Кн.2 / под ред. В.А. Ситникова, Киров: «Вятка», 2002. Автор использованной статьи – Г.А. Солодовникова.