Главная | Город Вятка | Кировская область | История Вятки | Фотогалерея | Библиотека | Гостевая | Форум

назад к разделу "Трифонов монастырь"

Трифонов монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор)

Первое каменное сооружение ансамбля Трифонова монастыря - Успенский собор, строительство которого велось с 1684 по 1689 годы. 28 мая 1684 года монахи Успенского Трифонова монастыря начали отрывку рвов под фундаменты главной монастырской церкви. 31 мая 1689 года состоялось освящение собора.
Строители храма не выбирали места постройки: оно было определено в предыдущем веке, и с точки зрения современного архитектора, возможно, не было лучшим. По традиции русские монастыри ставились так, чтобы защищать город, и место в устье раскрытого в сторону судоходной реки оврага оказалось наилучшим. У зодчих не было выбора места даже в пределах монастырской ограды: церковные каноны требовали, чтобы при перестройке или постройке новый храм занимал место алтаря сносимого храма. Строители очень умело вышли из положения и сделали то, что могли: поставили собор на высоком (со стороны реки) подклете, открыв его восточный фасад в сторону речных просторов. В те времена широкое даже в летнее время русло Вятки проходило у самых монастырских стен.
По общепринятой версии постройку осуществляла артель московских мастеров, только что (29 июля 1683 года) закончившая возведение Спасо-Троицкого собора в хлыновском кремле. Эту точку зрения разделяли все историки, возможно, потому, что других версий просто не было. Разделил ее и архитектор Б. В. Гнедовский, но уже с некоторой неуверенностью: «Очевидно, те же мастера Ионы Баранова заложили его...», — пишет он в книге «Дорогами земли Вятской». Сомнения в этом не беспочвенны. Слишком различны творческие почерки мастеров, возводивших эти два собора, велика разница в их квалификации. Один собор простоял века, второй начал разваливаться через двадцать лет после постройки.
О высоком мастерстве и опыте зодчих говорит умение, с каким они художественными средствами выявили на фасаде конструктивную сущность шестистолпного храма. Они построили coбор с позакомарной кровлей, и лента закомар стала восприниматься не как верхняя часть стены, а как нижняя часть пятиглавого завершения собора. Отойдем и посмотрим на соборный храм издалека. Мы увидим высокие и массивные барабаны, как будто опирающиеся на полукружия сводов-закомар; сжатые колоссальной тяжестью барабанов своды передают ее на широкую ленту декорированного карниза, дальше и дальше — на выступы стены (лопатки), на фундамент, на основание. Карниз, испещренный валиками, полочками, поребриком, широкой полосой ширинок, завершает пену и как каменная балка классического ордера воспринимает нагрузку и передает ее на опоры.
Назначение храма быть главным монастырским зданием определило его тип: пятиглавый, четырёх-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Первоначальное деревянное позакомарное покрытие в 40-е годы XVIII столетия было заменено на четырёхскатную железную кровлю, а в 1810 году деревянные крыльца уступили место каменным колонным портикам, возведённым по проекту губернского архитектора М. Кисельникова. Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трёхчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчёркивают центричность объёмной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность. Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 году каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём.
Буквально через 4—5 лет после постройки собора иконописец изобразил монастырь на иконе Трифона Вятского, каким видел со стороны кремля; в центре монастыря здание Успенского собора — такое же, каким мы видим его сегодня. Почти такие же: перестроена лишь паперть да северный и южный входы. Оба изменения подтверждают документы начала XIX века, когда епископ Гедеон по какой-то надобности задумал перестроить паперть и входы в храм. Предложены были два проекта: один выполнил Губернский архитектор М. П. Кисельников, второй — советник губернского правления А. И. Шестаков, советами которого часто пользовались и вятские архиереи. Кисельников предложил решение в духе официальной классической архитектуры, Шестаков — архаичные формы позапрошлого века. Епископ Гедеон отдал предпочтение проекту Шестакова, указав «...рундуки делать не по плану архитектора Кисельникова, а по плану Шестакова".
Однако в 1808 году портики были выстроены по проекту губернского архитектора — «сообразно Кафедральному собору», а паперть с двухэтажными палатками на западном фасаде — в 1809 году по чертежам Шестакова. Выполнил каменные работы нижегородский крепостной мастер Федор Тюрин; последней его работой в Вятке совместно с И. Смирновым впоследствии будет Александро-Невский собор.
В интерьере Успенского собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году. Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века. Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.
Средневековье в русской архитектуре характерно тем, что крупные здания и комплексы строились с учетом возможности их обозрения с близких и дальних точек, и в первую очередь с мест возможного скопления людей. Так построен и Успенский собор Трифонова монастыря. Он был полностью открыт со стороны реки — на все восточное полукружие. Им можно было любоваться с высоты Кикиморской горы. Он был виден с древнего торга, где сейчас пустующая площадка на месте разобранного временного цирка. Прекрасныи вид на собор и монастырь открывался с левою берега Засорного оврага, где долгие годы был молочный рынок перекрестка улиц Герцена и Ленина. Сейчас лишь с тесного пятачка у бывшего питейного дома («Приказная изба») можно увидеть часть монастырского здания. Все остальные «видовые точки» исчезли за бесконтрольно разросшимися кустарниками, новыми постройками.
Успенский собор является самым древним из дошедших до нас каменных сооружений вятского края.


Литература:
1. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря / А.Г. Тинский. — Киров: "Кировская правда", 1989.
2. Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912
3. Тинский А.Г. Успенский собор Трифонова монастыря // http://www.archidesignfrom.ru/archihistory_2/849-uspenskij-sobor-trifonova-monastyrya.html
4. Энциклопедия земли Вятской / ред. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 - Архитектура.

А. Никитин
28.07.2011

почта
Hosted by uCoz