Главная | Город Вятка | Кировская область | История Вятки | Фотогалерея | Библиотека | Гостевая | Форум

назад к разделу "Трифонов монастырь"

Трифонов монастырь. Церковь Николая Чудотворца (Никольская надвратная церковь)

Деревянный Никольский надвратный храм был построен в конце XVI века, наметив северную границу монастырской территории. Это была четвёртая по счёту храмовая постройка в Трифоновом монастыре. В 1690 - 1695 годах церковь была перестроена в камне. Первоначально храм имел пятиглавое завершение, но после пожара 1752 года надвратная церковь получила деревянный сводообразный потолок, четырёхскатную кровлю и одну деревянную главку на тонком барабане. К 1764 году глава на Никольском храме уже была обита железом.
В церковь, где служили раннюю обедню, можно было попасть по внутристенной лестнице, расположенной в толще западной стены трапезной. В результате перестройки в 1827 году вход заложили, а храм соединили с палатами настоятеля лестничной клеткой в виде овального эркера. Работы по реконструкции были выполнены известным на Вятке мастером Иваном Павловым Смирновым по проекту губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля. В 1853 году над средней частью храма устроили зал для монастырской библиотеки, ликвидированный во время ремонта 1910 года.
Композиционное решение Никольской церкви традиционно для надвратных комплексов. К основному кубу храмового объёма, поднятому на высокий подклет, с востока и запада примыкают равновеликие по высоте полукруглая одночастная апсида и небольшая трапезная. Высокое мастерство отличает художественное решение фасадов памятника. Пояса уступчатых ниш-ширинок с фигурными розетками, отмечающие углы подклетного этажа, продолжены тонкими полуколонками. Два яруса тройных окон обрамлены изящными наличниками, составленными витыми и гладкими полуколонками, трёхлопастными кокошниками и пластичными спиралями в завершении оконных проёмов верхнего света.
Карниз отрезает от стен фасада полуциркульные ложные закомары с раковинами красивого рисунка в их тимпанах. Ворота из которых одни (восточные) назывались Святыми, а другие являлись проезжими, хорошо увязаны с общей композицией храма. Стройное здание дополняют корпуса настоятельских и братских келий, подобно своеобразным кулисам, придавая торжественность главному въезду в монастырь.

план здания

Литература:
1. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря / А.Г. Тинский. — Киров: "Кировская правда", 1989.
2. Тинский А.Г. Ансамбль Успенского Трифонова монастыря // http://www.archidesignfrom.ru/archihistory_2/849-uspenskij-sobor-trifonova-monastyrya.html
3. Энциклопедия земли Вятской / ред. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 - Архитектура.

А. Никитин
28.07.2011

почта
Hosted by uCoz