Деревянная шатровая звонница на четырёх столбах была срублена в Успенском монастыре в конце XVI столетия. В 1710 году архимандрит Александр подал прошение о сооружении каменной колокольни. По царскому указу на строение были выделены средства из государственной казны. В 1714 году звонница была построена. Её монументальный столп, увенчанный главкой с крестом над ярусами звона, связывал воедино всю группу центральных сооружений монастыря, сообщив их асимметричной расстановке уравновешенность и необходимую законченность.
Подчёркнуто массивный столп колокольни монументален и строг. Скромный декор состоит из тонких полуколонок, отмечающих места сопряжения граней, междуярусных карнизов и нарядных наличников кирпичного «штучного набора», обрамляющих немногочисленные оконные проёмы. Пластичный портал дополняет художественный облик постройки.
После пожара 1752 года завершение колокольни было перестроено, при этом сохранена ярусная композиция венчающей части. Работы по восстановлению звонницы были окончены к 1764 году, а в 1779 кузнец Василий Мерин «с товарищи» перекрыл её железом. До этого колокольня имела тесовые кровли с узорными подзорами. В XIX столетии её верхний ярус украсили часы.
Среди особо ценных колоколов летописец отмечает большой колокол весом 525 пудов с изображением на одной стороне образа Успения Божией Матери, а на другой - Преподобного Трифона. Колокол был отлит хлыновцем Иваном Головиным в 1762 году «безденежно в вечный помин по душе своей». Среди прикладных значились и более древние колокола: благовест был жалован обители торговыми людьми, другой колокол, весом 18 пудов, - дар царя Фёдора Иоанновича, а два колокола в 15 пудов каждый являлись «прикладом» старца Московского Чудова монастыря Селивёрста. Из древних колоколов, благовест которых слышали во времена Трифона, уже к 50-м годам XIX века оставалось только два. В начале XX столетия колокола были перелиты на Слободском заводе наследников Бакулева без сохранения надписей и форм.
В 1935 году колокольня была разобрана, а в конце 1998 году вновь воссоздана по архивным описям и старым фотографиям (архитектор проекта воссоздания Е. Л. Скопин, производство работ - фирма «Арсо»).